ГАЗЕТА «ДАНАС»

ГАЗЕТА «ДАНАС»
(на русском газета «Сегодня»)

КУЛЬТУРА
Небойша Милосавлевич
29.11.2022

 

Владимир Пешич – коллекционер с самым большим собранием картин русской живописи в Сербии.

За нами остаётся только искусство

Коллекционеры картин редко появляются на публике, еще реже делят наслаждение своими сокровищами с широким кругом людей и для простых смертных представляют узкую и строго профилированную касту, преданную искусству и самодостаточную. Если смотреть со стороны, коллекционеров можно разделить на две основные группы. В первую входят те, кто собирает предметы искусства из удовольствия и любви к искусству, а во вторую – те, кто видит в этом выгодные инвестиции и разумное вложение денег
К первым относятся, например, Павел Михайлович Третьяков, известный русский предприниматель, меценат и коллекционер, а также наш князь Павел, заложивший основу национального музея своей коллекцией. Ко вторым относятся все те, кто видит в художественном изображении способ заработать деньги и, по большей части, не делает различий между произведением искусства и каким-либо другим товаром, приносящим прибыль. Один из их самых известных таких представителей – умерший несколько лет назад соучредитель Microsoft Пол Аллен, который страстно собирал свою коллекцию, не обращая внимания на эпоху или направление.
Конечно, он покупал только самые дорогие, поэтому аукцион его богатой коллекции, который вскоре организует лондонский дом Кристи, войдет в историю как самый большой за всю историю, потому что стоимость выставленных на продажу произведений превысила миллиард долларов.
О коллекционировании, собранию картин, любви и страсти к искусству говорит Владимир Пешич, человек, владеющий, пожалуй, самой многочисленной коллекцией русских художников в Сербии и решивший в ближайшее время представить ее любителям живописи в нашей стране, организовав выставки во всех крупных центрах. Коллекция состоит из работ русских мастеров и представляет собой замечательную коллекцию, еще невиданную в этих просторах.
Я не могу точно определить, что привлекло меня к искусству и побудило меня заниматься коллекционированием в течение трех десятилетий, но когда я думаю об этом сейчас, две вещи были решающими, чтобы пойти по этому пути. Во-первых, я вырос в доме, полном картин. Я всегда был окружен ими с тех пор, как знал себя, и моя семья начала формировать коллекцию еще в начале прошлого века. Мой дальний предок – Урош Предич, поэтому его портреты также висели на стенах дома, в котором я вырос. Я не знаю, может быть, эти картины были первыми, что я увидел и что запечатлелись в моей памяти. Во-вторых, на меня очень повлиял друг нашей семьи, известный хирург Исидор Папо. Он увлекался филателией и коллекционированием картин, поэтому заразил меня этим. Так я пошел по этому пути, когда мне было двадцать лет, и я все еще продолжаю.

Как Вы видите ситуацию в Сербии? Есть ли крупные коллекционеры и контактируете ли Вы с ними?
– Честно говоря, я не знаю подробно о ситуации в этой области в Сербии. Я провел большую часть своей жизни за границей и не установил тесных контактов ни с одним из сербских коллекционеров. Я по натуре одиночка, индивидуалист и придерживаюсь этого. Я, конечно, был бы рад, если бы было больше любителей картин, собирающих свои коллекции, но для этого требуется выполнение многих условий. Я не уверен, что нынешняя ситуация способствует этому. Не только в Сербии, но и во всем мире.

Есть ли разница в функционировании рынка картин и предметов искусства здесь и в других странах?
– Я думаю, что можно сделать грубое разделение на восток и запад. В западных странах торговля картинами происходит, в основном, через крупные аукционные дома, такие как, например, Кристис, Сотбис и другие, которые находятся в этом рейтинге, где люди соревнуются за то, чтобы получить то, что они хотели бы иметь в своем владении. На Востоке, я имею в виду бывшие социалистические страны, картины, в большинстве случаев, продаются через прямой контакт. Есть много причин, которые повлияли на такую ситуацию. Например, в бывшей Югославии к коллекционерам не относились благосклонно, они считались остатками побежденной буржуазии, поэтому люди, которые этим занимались, справлялись, как знали и умели. Был сделан большой прорыв, который начался после Второй мировой войны и продолжался до начала девяностых, но так и не возродил аукционный способ торговли в истинном смысле этого слова

У вас очень большая коллекция картин русских мастеров, и лишь небольшая часть находится в Сербии. Где остальная часть коллекции и каковы ваши дальнейшие планы?
Мои картины находятся в разных странах. Пока это так, а что будет в будущем, посмотрим. Сначала, я хочу эту часть, которая находится здесь, представить нашей аудитории, и поэтому я начал с выставки, которая, надеюсь, посетит все крупные города нашей страны. Моя конечная цель и огромная надежда, что когда-нибудь в Белграде появится музей, в котором будет выставлена моя коллекция и который будет вплетен в культурную жизнь нашего города. Это моя мечта, и я надеюсь, что однажды она исполнится. Конечно, для того, чтобы что-то подобное ожило, необходимо выполнить ряд условий, в первую очередь обеспечить необходимое выставочное пространство, но я не теряю надежды. Это была бы лучшая награда за все, что я вложил за последние три десятилетия, и это не только материальное, но и огромное количество любви, страсти и времени. Я уверен в одном, когда мы уходим из этого мира, остается только искусство.

Закон тормозит импорт произведений искусства

Владимир Пешич объясняет, что таможенный закон, согласно которому каждый, кто решает привезти произведение искусства в страну, должен платить десять процентов налогов и двадцать процентов НДС от общей стоимости, по сути, является преградой, которая препятствует ввозу ценных произведений в Сербию.
Редко, кто согласится на оплату такой пошлины, что составляет 30 процентов от стоимости произведений, и это является тем, что не дает коллекционерам легально ввозить картины. Я думаю, это должна быть изменено, потому что это нонсенс ставить знак равенства между предметами искусства и тряпками из Китая. Это не одно и тоже и не может третироваться одинаково. Необходимо ввести послабления и облегчить процедуру ввоза картин. Это принесет нам только пользу и не в коем случае ущерб.

https://www.danas.rs/kultura/iza-nas-ostaje-samo-umetnost/