Константин Константинович Кузнецов (1895-1980)
Константин Кузнецов (родился 3 мая 1895 г. в Санкт-Петербурге — умер 9 марта 1980 г. в Лос-Анджелесе) сербский художник комиксов русского происхождения. Рисовал по сценариям Бранка Видича, Светислава Б. Лазича и Павла Полякова, но он также является автором комиксов собственного сочинения.
Был одним из основателей современных комиксов в Сербии и Югославии, одним из художников Белградского общества, выдающейся школы комиксов, известной во всем мире. Благодаря оригинальному стилю, его произведения являлись вершиной югославских и европейских комиксов. Самые известные работы: „Графиня Марго“, „Барон-вампир“, „Князь Милош“ (биография Милоша Обреновича), „Синбад-мореход“, „Петр Великий“ (об одноименном правителе на Руси) и по произведениям Пушкина „Пиковая дама“, „Сказка о царе Сатане“, „Сказка о золотом петушке“.
В 1920 году в вихре истории, он был вынужден бежать на юг России, а затем еще дальше от России – каким-то решением судьбы прямиком к нам, в тогдашнее Королевство СХС. Сначала он приезжает в город Панчево, где в то время находилась школа русского искусства, потом переехал в Белград, где работал карикатуристом и книжным иллюстратором, а также штатным художником в универмаге „Митич“.
Вскоре начинается его эксперимент с комиксами. Журнал „Мика Миш“ в 1937 г. опубликован его первый комикс „Мать“, посвященный избранному периоду нашего прошлого. Вероятно, благодаря успеху самого комикса, но также благодаря заметному таланту автора, Кузнецова пригласили нарисовать серию реалистичных комиксов “История четырехногого кота”. После этого комикса, в котором его творчество выражено в широком жанровом диапазоне – от исторических и детективных рассказов до тех, которые вдохновенны “тысячу и одной ночью”, он сделал двадцать пять полных эпизодов и один короткий комикс, все до начала Второй Мировой войны. Кроме этого реалистичного комикса, Кузнецов рисует еще три эпизода про двух обезьянок “Богема“, в стиле Уолта Диснея. Для журнала “Политикин забавник” рисует комиксы, вдохновленные русской историей (“Петр Великий”) и сказками (“Сказка о золотом петушке “, ” Сказка о царе Сатане ” Пушкина), а для журнала „Мали забавник“, который публиковался во время немецкой оккупации, рисует под сказку Петра Ершова ” Конёк-горбунок”. В то время он рисовал под очевидным влиянием русского иллюстратора Ивана Билибина. Во время войны он продолжал работать, в основном рисуя военные карикатуры и плакаты (некоторые из которых были реализованы в виде комиксов: “История без слов”, ” Ложь Востока” и ” Предупреждение”), но с 1944 г. возвращается к комиксам.
Комиксы Кузнецова, для нынешнего зрителя, удивительно качественны и современно нарисованы, оставляя критиков без слов. Является одним из немногих наших довоенных авторов комиксов, которым удалось утвердиться за пределами Королевства Югославия, многие его работы были опубликованы во французских газетах (Gavroche, Jumbo, Le journal de Toto, Les grandes aventures и друге).
В конце войны, личная трагедия бегства Кузнецова продолжилась, и в конце 1944 года он покинул Белград. Сначала он попадает в австрийский лагерь, а через два года его перевели в немецкий лагерь, где он продолжает активно рисовать – иллюстрирует для журналов Огни и Петрушка. До 1950 г. иммигрировал в США, там продолжает свою творческую карьеру как иллюстратор и художник (писал акварели в форме открыток и календарей, книжки с картинами и тому подобное).