Газета „Политика“

Газета „Политика“

Сербия. 26 января 2022 г.

Культура

Йовица Данилович

Произведения русских художников во Вршаце

Выставка „Блеск русских художников”, организованная Владимиром И.  Пешичем, уже в январе включена в число кандидатов на культурное событие года

Город Вршац получил исключительную и редкую честь быть вторым городом после Москвы, в котором, вероятно наш самый большой коллекционер произведений русских художников в Сербии, белградец Владимир И. Пешич, представляет часть своего собрания. Выставка проведена в большом зале здания „Конкордия“ Городского музея, под названием „Блеск русских художников”. Таким образом, уже в январе эта выставка картин русских авторов становится кандидатом на культурное событие года во Вршаце.

Вршац выбран не случайно для выставки 36 произведений искусства большого формата, превосходных русских художников, созданных в период с конца 19 века до 1950-тых годов. В городе Стерии некоторое время жил известный русский художник Николай Кузнецов. В 1920 году он поселился во Вршаце и в этом городе писал свои картины. Его произведения также представлены на этой выставке.

На открытии выставки присутствовали многочисленные высокие гости, в том числе представители Посольства Российской Федерации в Белграде и Русского Дома в нашей столице.

Ивана Ранимиров, директор Городского музея, особое внимание уделила историческим связям этого края с Россией и русской эмиграцией, которая „ имел неизмеримый человеческий потенциал, большое влияние на развитие Сербии в области науки, культуры и искусства”.

Никола Кусовац, музейный советник на пенсии, с особым вдохновением говорил о собрании Владимира Пешича, также о Вршаце, а прежде всего о „предках нынешних жителей Вршаца“. Своим предисловием он обогатил двуязычный каталог выставки на сербском и русском языках, опубликованный специально для этой выставки.

– То, что мне не удалось сделать в жизни, делает Владимир. Эта выставка во Вршаце наилучшим образом свидетельствует о характере и достижениях этого собрания – через творчество художников, таких как, в первую очередь, Николай Дмитриевич Кузнецов, Ипполит Данилович Майковский и Степан Федорович Колесников; затем с одним произведением каждый – Петр Петович Соколов, Николай Васильевич Харитонов и Константин Константинович Кузнецов, выдающийся художник комиксов, а также плодовитый Александр Иванович Лажечников, Владимир Павлович Зелинский и Николай Кривошеин. Помимо этих художников, чьи работы в настоящее время составляют основу ценности собрания Владимира Пешича в Сербии, на выставке представлено и несколько примеров русских серийных икон, созданных в XIX веке, а также один унаследованный Портрет Бранко Максимовича (дедушки Владимира), работа чрезвычайно талантливого молодого художника Игоря Василева – сказал Никола Кусовац и подчеркнул, что „именно этим произведением Пешич намекнул на свое, логически, определенное природой, будущее коллекционное направление к поколению молодых русских художников, дочерей и сыновей первой волны русских эмигрантов, таких как Марклен Мосиенко, Оля Иваницки и самый значительный среди их Леонид Шейка“.

Автор выставки и владелец представленных произведений искусства Владимир И. Пешич, рассказал нам свою историю о том, как у него появилась любовь к произведениям русских художников в 1989 году, в одном комиссионном магазине в Москве, и продолжилась в Лондоне в 1990 году, когда он посетил аукцион картин знаменитого аукционного дома “Сотбис”. В этом моменте он начал искать и покупать ценные картины известных русских художников. Помимо картин, он начал собирать русские иконы и другие уникальные предметы антиквариата.

Владимир Пешич раскрывает нам „секрет средней буквы” в его имени.

– Я родился в Лондоне, где крестный отец был обязан дать мне еще одно имя, кроме имени Владимир, и он решил, что это будет Игорь. Начальную букву этого имени я пользую как среднюю букву между моим именем и фамилией.

Наш собеседник говорит, что он не художник, быть художником „это дар от Бога”; он не знает сколько точно произведений в его собрании находится сегодня („Я помню каждую картину, но не считаю их”) и не знает сколько они стоят. Мы спросили его есть ли какая-то особая картина, которую он хотел бы иметь в своем собрании. „Есть много таких желаний”, говорит он. Владимир планирует организовать выставку предметов искусства из своего собрания и в других городах Сербии – в Белграде, Нови-Сад и Крагуеваце.

На вопрос, какая картина значит для него больше всего, он ответил, что любит их всех одинаково. Чуть больше его внимание привлекает картина Степана Колесникова Федоровича (1879–1955) „Весна, принцесса Мафальда Савойская”.

Унаследованная любовь

„Наша квартира всегда была полна картин, потому что мой отец ценил произведения искусства и передал свою любовь мне. Моя мама Ивана, которая здесь с нами на выставке, тоже поклонница изобразительного искусства”, говорит Пешич.

Любовь к живописи, особенно к русской, он унаследовал от своего отца, Душана Пешича, которого читатели газеты „Политика” помнят как замечательного корреспондента из четырех мегаполисов: Лондона (где родился Владимир), Парижа, Москвы и Нью-Йорка, „не похожего ни на кого до него и после него”. Он говорил по-английски, по-французски, по-русски и по-немецки и свое знание нескольких языков улучшал, читая литературные произведения на языке оригинала.

К печальному известию о смерти Душана Пешича 8 августа 2019 года в интернет-издании нашей газеты один из читателей добавил короткий комментарий: „Душан Пешич был настоящей звездой классической журналистики из созвездия журналистов газеты Политика”.

https://www.politika.rs/scc/clanak/497977/Dela-ruskih-slikara-u-Vrscu