Биография художника Филиппа Малявина. Картина Вихрь.
Величайший шедевр Филиппа Малявина картина «ВИХРЬ». Собрание русского искусства Владимира Пешича.
Часть 1
Филипп Андреевич Малявин – художник, вышедший из самых недр народа, обладающий исключительным, самобытным и мощным талантом. В нем крепко спаялись традиции и смелые поиски нового в искусстве. Он был столько же новатором, сколько и последователем своих предшественников.
Художник родился 10/22 октября 1869 года в бедной крестьянской семье. Его детство ничем не отличалось от детства всех деревенских ребят. Он рано стал выделяться своими художественными способностями: он рисовал везде, где мог и чем мог (карандашей, конечно, не было). Его художественные склонности были замечены и семьей, и жителями села.
Будущего художника снарядили и отправили на Афон учиться иконописному делу на деньги, собранные «всем миром». Там он пробыл шесть лет, работая в иконописной мастерской и выполняя все правила монастырской жизни.
Скульптор В. А. Беклемишев в 1891 году посетил Афон и, увидев работы Филиппа, понял, что этот юноша необыкновенный. Он принял самое активное участие в определении Малявина в Академию художеств в Санкт Петербурге и 25 июня 1892 г. Филипп поступил в число вольнослушающих Академии по отделу живописи. По словам Беклемишева, через два года пребывания в Академии это был уже законченный художник, готовый выйти на конкурс и получить звание. Однако с приходом туда И. Е. Репина, Малявин выразил горячее желание работать в мастерской знаменитого мастера.
Талант художника не мог остаться незамеченным и уже в 1895 году его работы покупает П. М. Третьяков.
В 1899 году Малявин выставил на конкурсной выставке Академии художеств работу «Смех», но звание художника получил не за неё, а за выставленные там же портреты. Зато картина «Смех» и все работы Малявина имели исключительный успех на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
Весь 1905 год Малявин работает над самой известной своей картиной «Вихрь», которая была выставлена сначала в Петербурге, а потом в Москве, полотно сразу же было приобретено советом Третьяковской галереи. По отзывам общественности «Малявин головокружителен и гениален». За эту картину он получил звание академика.
Автор статьи Владимир Пешич